Совместный проект Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» и журнала "Книжная индустрия"
20.08.2009 00:00

Рынок исторической литературы: динамика спроса, ведущие издатели, программы пропаганды и поддержки чтения

Совместный проект Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский»

и журнала «Книжная Индустрия»

 

Насколько востребована сегодня историческая книга, насколько качественно она издается, работают ли программы поддержки издания и пропаганды историко-краеведческой литературы в регионах России, - все эти вопросы, на наш взгляд, актуальны сегодня. Ведь именно книга позволяет нам соединить прошлое и настоящее, сохранить в мире всеобщей глобализации и унификации уникальную национальную самобытность и культурные традиции, которые позволят и будущим поколениям россиян гордиться своей Родиной.

 

Именно поэтому «Книжная Индустрия» и премия «Александр Невский» сочли важным провести независимое исследование, предложив экспертам – ведущим книготорговцам, издателям исторической книги, библиотекарям и известным писателям – дать оценку востребованности исторической книги у современного читателя, определить лучшие издательства, наконец, обозначить возможные варианты программ поддержки и пропаганды историко-краеведческой книги в РФ. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию итоги этого исследования, осуществленного в первом полугодии 2009 года.

 

Динамика спроса

 

С точки зрения книготорговцев в последние годы спрос в «историческом» секторе рынка остается неизменным. И если в 2008 году можно отметить незначительный подъем данного раздела, то в 2009 ситуация вновь стабилизировалась. Сами издатели исторической книги менее единодушны в своей оценке. Более половины экспертов сочли «исторический» сектор книжного рынка вполне стабильным и даже очевидно растущим. Но, к сожалению, 43% издательств, участвующих в исследовании, отметили явную тенденцию к снижению востребованности исторической книги у российского читателя. В целом, с учетом мнения других групп экспертов, можно говорить скорее о неизменности численности и состава группы потребителей исторической литературы (именно за это проголосовала половина от общего числа респондентов исследования). Очевидных скачков (в сторону уменьшения или увеличения) спроса в последние годы на этом рынке не наблюдается. Принимая во внимание проблемы книжной отрасли в настоящий момент, это вполне оптимистичный результат.

 

Диаграмма 1. Динамика спроса на рынке исторической литературы в последние годы (доля «голосов», %)

 

 

 

 

Лучшие издательства

 

В целом по параметрам «культура издания», «подбор авторов», «поддержка продаж» в рамках исследования были названы тридцать отечественных издательств, выпускающих историческую литературу. Но всё же особого и неоднократного упоминания были удостоены далеко не все. Наибольшее число голосов получило издательство «Молодая гвардия». Именно оно было отмечено в качестве лучшего и по культуре издания, и по подбору авторов и по рекламе, продвижению и поддержке продаж на рынке исторической книги. Далее со значительным отрывом следуют «Вече» и «ЭКСМО». Причем, набрав равное количество упоминаний по параметру «культура издания», «Вече» особо отмечено в отборе авторов, а «ЭКСМО» - в рекламе и поддержке продаж.

Таковы нынешние лидеры рынка исторической книги. В целом же, согласно результатам исследования, по каждому параметру пятерка ведущих издательств выглядит следующим образом:

Культура издания

1. «Молодая гвардия» (25% голосов)

2. «Белый город» (16% голосов)

3. «Вече» (15% голосов)

4. «ЭКСМО» (15% голосов)

5. «Вита Нова» (10% голосов)

Подбор авторов

1. «Молодая гвардия» (26,7% голосов)

2. «АСТ» (20% голосов)

3. «Вече» (20% голосов)

4. «Центрполиграф» (13,3% голосов)

5. «Вагриус» (6,7% голосов)

 

Реклама, продвижение и поддержка продаж

1. «ЭКСМО» (25% голосов)

2. «Молодая гвардия» (16,7% голосов)

3. «Олма Медиа Групп» (8,3% голосов)

4. «Центрполиграф» (5% голосов)

5. «АСТ» (5% голосов)

 

 

Пропаганда чтения и издания исторической литературы

 

К сожалению, абсолютное большинство экспертов, участвующих в исследовании, отметило скудость и даже отсутствие специальных программ не только федерального, но и местного уровня по поддержке исторической литературы. Поэтому любые совместные мероприятия ученых-историков, краеведов, литераторов и издателей могли бы на этом отрицательном фоне оказаться полезными. Встреч, обмена мыслями и идеями, с точки зрения наших экспертов, должно быть чем больше, тем лучше. Прозвучали и конкретные предложения. Так, Сергей Кайкин, исполнительный директор Санкт-Петербургского международного книжного салона, предложил организовать акции поддержки и другие мероприятия в рамках Салона или фестиваля «Невский проспект», а также в Музее печати, который в открылся в Санкт-Петербурге. Людмила Тихонова, заместитель генерального директора Российской государственной библиотеки, предложила для активной пропаганды чтения исторической книги воспользоваться грядущими юбилеями А.П. Чехова и М.В. Ломоносова. А Евгений Анисимов, историк и писатель, считает важным организовать семинары по проблеме фальсификации истории.

 

Действительно, почему бы всё это и не реализовать? Было бы желание, а средства всегда найдутся.