Всероссийская историко-литературная премия "Александр Невский приняла участие в VI съезде Российского книжного союза
03.12.2008 00:00

Сообщение на заседании секции VI съезда Российского книжного союза «Социальная миссия и ответственность в книжной отрасли»

 

 

Тема: Социальная миссия и ответственность литературных конкурсов и премий. Взгляд изнутри.

 

Сегодня в России существуют литературные премии поистине на любой вкус: за достижения в детской литературе, за лучший роман, за лучший рассказ, конкурсы драматургических, фантастических, исторических произведений, внежанровые премии: Государственная, Солженицына, «Триумф», «Национальный бестселлер», "Большая книга" и т. д. Иными словами, сегодня по-настоящему яркое и талантливое произведение, автор, имеющий заслуги перед русской литературой, имеют большой шанс быть отмеченным по достоинству, и это , безусловно, хорошо. Более того, косвенным свидетельством того, что премий в общем-то в избытке, является то, что авторы становятся лауреатами и финалистами разных престижных премий за одно и то же произведение (Быков: «Пастернак» - Национальный бестселлер и Большая книга; Улицкая: «Даниэль Штайн» - Большая книга, Букер и т.д.).
При всем своем многообразии, согласно одному, очень понравившемуся мне сравнению, все премии в России можно разделить, в общем, на две категории – те, что дают писателю рыбу и те, что дают удочку. Рыба – это вознаграждение по совокупности заслуг. (Государственная, "Триумф", премия Солженицына) и т.д. Удочка – премия, отмечающая новое, недавно появившееся произведение, которая дает писателю шанс изменить свою жизнь, стать популярным, шанс на «перемену участи». Таковы, во многом, "Национальный бестселлер", "Большая книга". Ко второму направлению мы относим и свою премию: Всероссийскую историко-литературную премию «Александр Невский». Наша премия фактически открыла совершенно новое направление, она посвящена теме личности в отечественной истории. Так что наша «удочка» не только для писателей. Это и новые возможности для читательской аудитории, для подрастающего поколения, для общественности открыть для себя новый пласт информации, мнений, суждений, новый пласт отечественной истории. Собственно, если говорить о нашей премии, именно в этом мы и видим свою социальную миссию: на историческом перепутье дать возможность читателю оглядеться, сориентироваться, по-новому объемно увидеть прошлое, а значит, и настоящее нашей Родины, за хрестоматийными образами разглядеть именно личности, порой многоплановые, противоречивые, но живые. Приобщиться к их помыслам, чаяниям, поступкам, оказавшим несомненное влияние на судьбу Отечества. И совсем не случайно, что начавшись как чисто литературный конкурс, жизнь подсказала нам и другие пути общения с читателем. Ими стали многочисленные поездки, литературные встречи, благотворительные сборы библиотек для ВУЗов страны, армейских и флотских частей и соединений. Кстати, в этой работе активнейшую поддержку оказывают нам крупнейшие издательства страны, Российский книжный союз. Пользуясь случаем, хотелось бы искренне поблагодарить их за это.

Но литературные премии — дело человеческое, слишком человеческое, которое не может обойтись без каких-то накладок и даже скандалов: как финансовых, так и чисто личностных. И, в общем то, это естественно. Ведь и авторы произведений, и члены жюри - творческие личности, каждый со своими взглядами, амбициями, со своей правдой. Им нельзя скомандовать: «На первый-второй — рассчитайся!». Каждый из них — всегда первый. Поэтому субъективизм в любом конкурсе всегда присутствовал и будет присутствовать. Мы - «за», но за здоровый субъективизм — за конструктивную дискуссию, которая, собственно, и есть основа всякого движения вперед, к истине. Социальная ответственность литературных премий состоит в том, чтобы четко исполнять те правила игры, которые они сами себе назначили, то есть награждать лучшие произведения лучших писателей, играть честно, не награждать по дружбе, не обманывать лауреатов, обещая им заплатить, но не платить как можно дольше, выстраивать систему максимально открыто и прозрачно, чтобы не было даже возможности предположить, что здесь играют нечисто.
И здесь, несомненно, на первый план выходит ответственность и профессионализм менеджмента конкурса, людей администрирующих процесс.В нашей стране уже сотни литературных премий и можно смело говорить о новой профессиональной специализации — менеджер литературного конкурса. Специфические интересы этих специалистов де-факто не во всем совпадают ни с интересами авторов, ни с интересами издателей и маркетологов. Их главные заботы не лежат в плоскости коммерческой или эстетической, они направлены на увеличение привлекательности и репутационный рост конкретной премии среди всех конкурирующих премий. Репутация премии — это ее главная ценность, она важна для всех: потенциальных получателей, членов жюри, читателей. И это уже вопрос социальный.
Хорошо ли управляется премия, не выходит ли за рамки бюджета, комфортно ли членам жюри и участникам конкурса? Я выскажу, возможно, дискуссионную мысль, но мне кажется сегодня менеджеры премий должны обладать искусством контроля над спорным и всегда потенциально конфликтным процессом выбора победителей. При этом не вставать «над» жюри, не выпячивать собственное «я», а официально сохранять статус координаторов проекта. Возможно, в искусстве и профессионализме менеджеров и скрыт один из главных рычагов, который может позволить действительно поднять престиж литературных премий, избежать досадных конфликтов и многочисленных скандалов. Сделать премии реальными регуляторами нашей отрасли, как это давно уже имеет место в развитых странах и до чего нам, к сожалению, пока еще довольно далеко. Необходимость таких регуляторов, изначальная цель и социальная миссия которых - ограничить безраздельное влияние коммерции на литературу, я думаю, очевидна для всех присутствующих.
Нам, в этом смысле, досталось не очень завидное наследство. В недавние наши социалистические времена литературные премии были прерогативой государства, «приводными ремнями» партии, способом поощрения идущих в общем строю. Недаром списки лауреатов государственных премий и список русских писателей — нобелевских лауреатов так отличаются друг от друга. Сегодня у нас есть возможность того, чтобы премии заняли достойное место в отрасли. Но опыт последних десятилетий показывает, что на одном энтузиазме проблему решить не удается. Любительский подход и самодеятельность здесь не уместны. Еще раз повторим, что на наш взгляд, одну из главных ролей в усилении реальной значимости премий может сыграть профессионализм и искусство менеджеров литературных конкурсов. Поэтому достаточно важной задачей является обобщение опыта в этом направлении, совместная работа над ошибками, выработка профессиональных стандартов и критериев, вычленение наиболее успешных приемов и методов, подходов к развитию конкурсных проектов.
Российский книжный союз одной из своих задач ставит регулирование на некоммерческой негосударственной основе книжной отрасли. Поэтому нам кажется правильным делегировать ему и эту миссию — по формированию и консолидации нового профессионального сообщества, обобщению и пропаганде лучшего опыта в этом направлении, выработке принципов и основ обучающих программ. Если нам удалось привлечь внимание участников сегодняшнего форума, съезда РКС к этой проблеме, мы будем считать цель своего выступления достигнутой.