«Журнал «Музей», март 2010 г. «Сколь незаслуженны все эти похвалы на фоне руин...» (К юбилею А. А. Семочкина)
08.04.2010 00:00

Александр Александрович, в одной из Ваших статей Вы писали, что «жизнь человека может считаться состоявшейся тогда, когда он, человек, занимается тем, что он умеет, что любит и что считает полезным для себя и для других». А Ваша жизнь -удалась?
«Удалась» ли жизнь? Мне грех жаловаться на судьбу. В конце концов, я получил все, что хотел -живу в любимой деревне, занимаюсь любимым делом, а теперь -двумя любимыми, добавилось еще писательство. У нас с женой прекрасные дети и внуки, вниманием общим и наградами я не обижен - чего ж еще?


Но есть второе дно у этого вопроса, и тут отвечать много сложнее. По большому счету все, что перечислено, - это дары, а вот что сделал сам... да и то ли, собственно, делал? Если цель жизни - стяжания Духа Свята, то тут у нас -и у меня - успехи много, много скромные, да и оценивать их надлежит не нам, и не начальству, и не друзьям-знакомым. Так что эта часть вопроса повисает в воздухе - никто как Господь определит в свое время -удалась ли моя жизнь, или нет.
Музей «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра, у истоков которого Вы стояли, стал первым в нашей стране музеем литературного произведения и литературного героя, по сути, новой формой литературного музея. Что подтолкнуло это Ваше решение, было ли оно осознанным или речь шлапросто о музеефикации памятника?
Создание этого музея - дело коллективное, я ведь на первых порах был там чистым исполнителем, и только. Был автор идеи восстановления - Иван Дмитриевич Ларин. Был проект восстановления северного корпуса станции (архитектор Альберт Эрнестович Экк), был проект экспозиции (старышй научный сотрудник Пушкинского музея Нина Ивановна Грановская). Финансирование на первом этапе работ выполнял совхоз им. Ленина в лице председателя Павла Семеновича Терещенко. Целая команда, как видим. Все они уже ушли... Но помнить их мы обязаны.
Только на втором этапе воссоздания Вырской почтовой станции я был и автором проекта, и его реализатором - с бригадой, конечно же.
И что до меня конкретно, то воссоздание этой станции было идя меня как бы отданием долга родной деревне, в которой родился я вырос. Та жалкая руина в центре деревни, что тогда был северный сорпус станции - не могла, не имела права быть таковой и дальше, ведь это значило бы, что мы предали память наших предков и не желаем их знать -с их культурой, их традицией, их самой жизнью. А это жестоко и лишь о том свидетельствует, что собственная наша душа заскорузла в невежестве и тупости Согласиться с этим значило подписать себе приговор.
- Как, с Вашей точки зрения, сегодня можно сформулировать задачи литературного музея? С момента создания «Дома станционного смотрителя» прошел не один десяток лет, изменились ли Ваши подходы сегодня, когда Вы работаете над Набоковским музеем в Рождествено?

 

Сегодня я больше занимаюсь писательством, книгами по краеведению. Накопилось много, и хочется поделиться. Да и есть некая обязанность перед этой деревней, этой рекой, этим всем. Вожу экскурсии - заказные, на меня, потому что они, эти мои экскурсии, долгие и, наверное, кому-то покажутся нудными, - так что «заказчики» должны быть готовы ко всему этому.
Соображения относительно Рождественской усадьбы - что ж, усадьба живет уже той жизнью, какую мы ей прочили - она стала культурным центром округи. Она собирает немало народа на свои музыкальные, литературные, поэтические вечера, кроме основной своей экскурсионной и просветительской деятельности.
Мы отказались в свое время от бренда «Владимир Набоков» просто потому, что наша великолепная округа «Верхний Оредеж» намного обширнее и богаче даже такого явления, как Набоков. Вдобавок, его родная усадьба «Наша Выра», находившаяся неподалеку, погибла в 1944 году.
Назначение Рождественской усадьбы - быть живым свидетелем и участником той высокой культуры России, которая нынче в явном загоне перед наглой и крикливой культурой попсы. Я рад, что мы в этом смысле единомышленники и с нынешним директором - Ириной Владимировной Авикайнен, и с прочими сотрудниками.
За плечами уже столько созданного, есть ли еще планы, что хочется успеть обязательно? Чем, если можно так сказать, дух сегодня жив?
Ну, как говорится, до завтра еще надо дожить. Планов много, и они разные. Вот рядом, в поселке Дружноселье, гибнет дивной красоты творение Александра Брюллова - костел св. Стефаниды с усыпальницей князей Витгенштейнов. Надо спасать, и единственный выход, как кажется - отдать здание Православной церкви, пытаемся что-то делать...
Чуть раньше, в Кобрине, гибнет усадебный дом Руновской музы. Где жили родители Пушкина и где чуть не родился сам поэт.
В Рождествено, на холме со старым кладбищем, много лет мечтаем поставить часовню во имя памяти двух убиенных царевичей Алексеев... Необходимо что-то делать с Набоковской «нашей Вырой» -заросшие фундаменты дома ждут своего часа. То же - в Рылеевско-Набоковском Батове, то же - на месте усадеб И. Крамского, А. Майкова, И. Шишкина... везде руины или полная мерзость запустения. В конце концов, начинаешь понимать, как мало в жизни успел и сколь незаслуженны все эти похвалы на фоне руин.
Еще хочется начать и успеть сделать серию «Жизнь замечательных людей на Вернем Оредеже», тут даже не краеведение, а обращение к молодежи, чтобы помнили, где живут. Да мало ли чего хочется, но - как Бог даст.
В конце концов, правы те, кто говорит, что за все наши дела мы получаем воздаяние уже здесь. На земле. А ТАМ - там будут другие меры и иные критерии. Так что наше «хочется» совсем не обязано совпадать с нашим «можется».