«Роман-журнал XXI век». Образ русской женщины. Светлая душа для Небесных обитателей (памяти С. Ф. Ганичевой)
15.03.2010 00:00

 

На днях, в праздник святой равноапостоль­ной Нины, московский храм святителя Филиппа, митрополита Московского, что в Мещанской слободе, был переполнен. Извест­нейшие представители православно-патриотической общественности России — политики, писатели, уче­ные, режиссеры, актеры — прощались с женщиной, имя которой, как правило, не упоминалось в первых строчках православных и светских хроник. И, тем не менее, многим было известно то большое значе­ние, которое — и прямо, и опосредованно — имела эта женщина для судеб нашей страны.

 

25 января после недолгой, но тяжелой болезни скон­чалась супруга председателя Союза писателей России Валерия Ганичева Светлана Федоровна.

«Она, — как сказал для «Русской линии» писатель Владимир Крупин, — очень достойно несла высочай­шее звание жены человека, который вознесен челове­ческим доверием на такую степень известности и при­поднят над обыденностью. Светлана Федоровна всегда не только соответствовала этому званию, но и была в известной степени душевной окормительницей Ва­лерия Николаевича».

Ушла в мир иной его соратница, хранительница, «за-ботница и молитвенница», как сказал о ней Валерий Николаевич несколько лет назад. Бго надежная спут­ница по жизни в течение пятидесяти (!) лет.

Ничего не было в их жизни случайного (впрочем, как и в жизни любого из нас).

Молодой историк Валерий Ганичев обрел эту улыб­чивую, светлую девушку в городе Николаеве, куда приехал по распределению после окончания Киевского университета. Гораздо позже он назовет (исторически обоснованно, однако ж не без личного подтекста) одну из глав своего романа «Росс непобедимый» о блиста­тельном адмирале Федоре Ушакове «Николаев — го­род невест».

Позже будут тридцать лет его работы в архивах Мо­сквы, Петербурга, Одессы, Николаева, Херсона, гре­ческого острова Корфу: романы и повести о славном флотовожде, письмо Святейшему с просьбой рас­смотреть возможность канонизации Федора Ушако­ва и — прославление в 2001 году святого праведного воина Феодора.

А тогда Валерий Ганичев не придавал особого значе­ния тому, что его отец родился в Рыбинске, на родине адмирала. Мать же его будущей супруги, Анастасия, появилась на свет в семье лесника в местечке Сели-щи, рядом с Санаксарским монастырем, и всю жизнь вспоминала о Мордовии и великом Ушакове, похоро­ненном в Санаксарах. Когда Насте исполнилось 13 лет, барыня увезла ее в Николаев. Здесь она нашла свою судьбу. Здесь в страшном 1937-м родилась дочь Свет­лана, которая никогда не видела отца, стропальщика николаевского судостроительного завода. Федора за­брали тогда же и лишь в 1952 году сообщили семье о реабилитации невинно расстрелянного.

Поразительным образом в те времена, когда клеймо «семья врага народа» делало людей, по сути, членами касты неприкасаемых, Светлане удалось поступить в Николаевский пединститут и закончить физико-ма­тематический факультет. А дальше любимые — муж, семья, работа. И всю жизнь она хранила главную ве­ликую любовь — к Богу. Благодаря маме, которая, оставшись без мужа, с тремя детьми на руках, вос­питала их в глубокой вере... Еще в юности, работая в комсомоле, будучи пионервожатой, девушка ходила в церковь. В те опасные времена.

В шестидесятые годы XX века ее 33-летний муж возглавил журнал «Молодая гвардия» и крупней­шее одноименное издательство. Валерий Ганичев из жизненного примера своих отца и матери вынес ощущение глубинной цельности народной души. И еще более укрепляла его в этом осознании суп­руга, хранившая связь с подлинным фундаментом духовности народа. В «Молодой гвардии» впервые официально заговорили о народном духе, русских основах, сохранении памятников культуры и исто­рии. Серия «Жизнь замечательных людей» отныне несла образы не только пламенных революционеров, но и героев России, воплотивших в себе идею нацио­нального самосознания.

Однако книжки и прочие разговоры про народ и его душу Политбюро не поддерживало, и на Валерия Ни­колаевича накатывала то одна, то другая опала. Светла­на Федоровна, преподаватель Высшей комсомольской школы, всегда была рядом. Добрая, легкая, радостная, умная — она, хрупкая, едва достававшая до плеча сво­его стройного мужа, всегда была его опорой и крепким тылом. И, похоже, действительно мягким воспитате­лем и окормителем.

Валерий Николаевич вспоминает, что, когда он, нако­нец, в восьмидесятые годы крестился, Светлана Федо­ровна радовалась больше, чем он, еще не понимавший до конца, какое великое чудо произошло с ним.

Хранительница семейного очага, она была и велико­лепной хозяйкой (неслучайно, между прочим, в 2003 го­ду вышла ее книга «Кремлевская кухня», собрание кулинарных рецептов от российских императоров и русских крестьян), в ее руках все спорилось, за ка­кое бы дело она ни бралась. Их дом постоянно был полон народа — столько друзей-гостей, что сесть негде и яблоку негде упасть.

Писатель Валентин Распутин, вспоминая сейчас о Светлане Федоровне, говорит, что «она умела создать и сохранить где бы то ни было самую добрую обста­новку. Она никогда не превозносилась, но от нее много зависело. Она никогда ни о ком не забывала. Светлана Федоровна была действительно очень добрым чело­веком. Лишь посмотришь на нее, улыбка появляется и поднимается настроение. Даже когда она в сию ми­нуту не смотрела на тебя, ты, видя ее, все равно чув­ствовал, что согрет этой добротой».

В 1987 году в Смоленске на Днях славянской пись­менности и культуры Ганичевы познакомились с вла­дыкой Кириллом, митрополитом Смоленским и Кали­нинградским. А в 1993-м появился известный нынче всей России Собор, вскоре названный Всемирным Русским Народным Собором (ВРНС). Возглавил его Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алек­сий II, его заместителями стали митрополит Кирилл и Валерий Ганичев.

За эти годы владыка Кирилл, сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси, очень подружился с Ганичевыми. В 2004 году на праздновании 70-летнего юбилея Валерия Николаевича владыка, говоря о юби­ляре, выразил благодарность и его супруге: «Это образ русской женщины — красивая, умная, интеллигентная, тактичная, любящая своего мужа и все умеющая делать. Светлана Федоровна, в том, что Валерий Николаевич достиг таких высот и так много сделал на благо Оте­чества, огромная ваша заслуга, низкий вам поклон и глубочайшая благодарность за все то, что вы делали, делаете и, конечно, будете делать...»