Санкт-Петербургские ведомости. Приглашение к радости
02.10.2009 00:00

Если случится вам ехать по Киевскому шоссе от Петербурга в сторону Луги, на 74-м километре непременно увидите розовые корпуса Вырской почтовой станции и небольшую часовенку перед ней. Чуть далее – трактир «У Самсона Вырина» с удивительными резными интерьерами. А через два километра, уже в селе Рождествено, на крутом холме при слиянии двух рек, Грязны и Оредежа, вдруг вырастет перед вами величественный дом с колоннами. Это музей-усадьба «Рождествено», некогда принадлежавшая В. И. Рукавишникову, дяде знаменитого писателя В. В. Набокова.

Доехав по этому же шоссе до Пскова и оказавшись в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, увидите деревянную рубленую церковь во имя Псково-Печерских святых. А если заедете в Суйду, где находится восстановленное имение А. П. Ганнибала, непременно заметите красивую бревенчатую церковь Воскресения Христова. Все это, и не только, появилось благодаря подвижническому труду Александра Александровича Семочкина.

«Уверяю вас: среди убогих, жалких домишек, среди бесхозяйственности и грязи невозможно встретить чистые, радостные лица, увидеть счастливые глаза. Равно как, впрочем, и наоборот – злые и ленивые не способны создать светлую архитектуру, приглашающую к радости». Его слова...

Его «самостояние» (по выражению Семочкина), началось рано. Первый толчок дал школьный учитель, однажды в сердцах назвавший «барчуком». Юного Александра это задело так, что ответным «вызовом» стал отъезд по комсомольской путевке в Сибирь, в город Бийск, на строительство огромного химкомбината. Через два года – снова по комсомольской путевке – учебный отряд в Лиепае и четырехлетняя с лишком служба на Балтийском флоте. Демобилизовавшись, поступил на градостроительный факультет ЛИСИ (ныне – СПбГАСУ). Знаковой датой стал 1966 год. На восстановление Ташкента после страшного землетрясения из Ленинграда был отправлен сводный студенческий отряд. Брали только лучших. Александр возглавил бригаду плотников-бетонщиков.

По окончании учебы Александр едет в родной колхоз. Там, явившись к председателю, заявляет, что будет работать только здесь. «Но должности архитектора в колхозе нет», – ответил тот. «Введите». Так в колхозе впервые в области появился свой архитектор, а затем и собственная бригада по благоустройству. Выросли новые одноэтажные дома для молодых семей, сквер в центре села, а затем начались долгожданные для Семочкина работы по восстановлению Вырской почтовой станции.

Спустя годы на Киевском шоссе появился новый объект «туристического паломничества», единственный тогда в стране музей литературного героя. Любой зашедший сюда увидит стол станционного смотрителя с лежащими на нем треуголкой и подорожной А. С. Пушкина (поэт по Минскому тракту частенько ездил в родное Михайловское), и комнатку Дуняши, и конюшню, где стояли лошадки.

Далее была целая череда отреставрированных Семочкиным памятников архитектуры. Реставрация деревянного купола дачи принца Ольденбургского на Каменном острове и дачи профессора Академии художеств Чистякова в Царском Селе, реставрация куполов храма Нерукотворного Образа на Конюшенной площади и, наконец, с 1994 года – реставрация усадебного дома в с. Рождествено...

Семочкин был назначен директором музея-усадьбы, и этот статус помог ему сделать, казалось, невозможное. В 1995 году произошел страшный пожар, дом сгорел почти полностью (это, кстати, участь практически всех деревянных усадеб XIX – начала XX вв.). Можно было опустить руки и ждать помощи. Однако бригада реставраторов сразу взялась за дело. Было тяжело. Если взглянуть на рабочий дневник, который Семочкин вел, будучи директором музея-усадьбы (до 2006 года), видишь сплошное: «Денег нет», «Обещали помочь», «Как дальше, не знаю...». Однако останавливаться было нельзя – и они не останавливались, работая в долг. За это, конечно, приходилось выслушивать директору упреки трудяг и их родных, уставших от безденежья. Спасибо нужно сказать тем, кто выстоял с ним до конца. Открылось и неожиданное: «...пожар помог нам восстановить здание в полном объеме, потому что выгорела та гнилая его часть, которая нуждалась в разборке и замене», говорит архитектор.

Вот завершающие дневник строки: «2 мая – последний рабочий обычный мой день. Закончил ограждение лестничного проема на бельведере. Остались 3 балясины – все. 30 апреля выдал всем зарплату за апрель, для чего пришлось снять с книжки сберегательной 15 тыс. рублей. Но теперь хоть никому ничего не должен. 13 лет работы над усадьбой заканчиваются».

Его и сегодня можно застать в музее-усадьбе «Рождествено». Подкатывая к дому на велосипеде, он переодевается в рабочую одежду и идет класть кирпич – реставрационные работы еще не окончены. Или же проводит «выездную» экскурсию по окрестным красотам с посещением уцелевших и утраченных (таких, увы, большинство) памятников архитектуры. Многие, смеясь, вспоминают, как удивлены были, когда вместо экскурсовода к ним выходил незнакомец в рабочей одежде. Экскурсанты начинали было недоуменно переглядываться, но с первых же слов «мужичка» у них буквально открывались рты, и они как завороженные все полтора часа ходили за ним по пятам.

На бельведере усадебного дома, кстати, находится сделанная А. А. Семочкиным карта-макет местных земель. На ней отмечены все утраченные и существующие памятники архитектуры. Это словно напоминание всем нам, живая связь времен: что было, что есть и что должно быть. Теперь ваша очередь, словно говорит нам архитектор. И хочется верить, что начатое Александром Александровичем дело будет продолжено.