Флаг Родины (Севастополь). Их черты временем стерты |
17.01.2009 00:00 |
Их черты временем не стерты... - так говорит известная севастопольская писательница Валентина Фролова о героях своих произведений. Командир легендарного брига «Меркурий» капитан-лейтенант Александр Казарский, поэтесса Анна Ахматова, адмирал Александр Колчак... Эти люди своими делами вершили легендарную и трагическую историю Севастополя. Отважные и решительные, сомневающиеся в делах сердечных и принимающие на свой страх и риск самые отчаянные решения. Вписывающиеся в канву общепризнанных представлений и личности, о которых до сих пор спорят до хрипоты, до изнеможения. Таковы исторические персонажи Валентины Фроловой. О встрече с Валентиной Сергеевной мы договорились заранее. Благо и повод нашелся вполне подходящий. Минувшей осенью писательница стала лауреатом Всероссийской литературной премии имени Александра Невского в номинации "Соотечественники" за повесть «Ветры Босфора», а вслед за этим последовало очередное признание: ее очерк «Три финала и один эпилог. Послесловие к повести «Анна и Николай» удостоен диплома VI Международного литературного конкурса имени Максимилиана Волошина. Но в будничной суматохе наша встреча все время откладывалась. Телефонные разговоры всякий раз неизменно заканчивались короткой фразой: «Созвонимся на будущей неделе!». А между тем эти самые недели пролетали одна за другой со скоростью курьерского поезда. Но вот наконец с замиранием сердца нажимаю кнопку дверного звонка. Кажется, все в порядке: меня радушно приглашают войти. В гостиной на журнальном столике аккуратно разложены книги, написанные Валентиной Сергеевной. Однако заготовленный заранее вопрос: «Как вас встретил Санкт-Петербург?» (где, собственно, и награждали лауреатов литературной премии имени Александра Невского), а ровным счетом и все остальные отошли на второй план. Среди прочих произведений мой взгляд невольно остановился на романе «Большая охота, или Последняя любовь адмирала Колчака». - Как, и вы интересуетесь этой темой? - невольно вырвалось у меня. Оказалось, что моя собеседница уже давно детально изучает биографию человека, командовавшего Черноморским флотом в конце первой мировой войны. В 1996 году по пьесе Фроловой на сцене Русского драматического театра имени А.В. Луначарского был поставлен, а затем шел в течение пяти театральных сезонов спектакль "Колчак". В то время это было достаточно смелым решением, ведь с адмирала Колчака - вспыльчивого идеалиста, полярного мечтателя и "жизненного младенца", как называл его один из современников, не были сняты все обвинения в организации Белого движения. Но надо отдать должное тогдашнему директору театра Михаилу Кондратенко и всем актерам, с голевой окунувшимся в творческий процесс. И спектакль получился! Эмоциональный. Ритмичный. От этого ритма, казалось, актерские сердца в унисон стучали со зрительскими. Прежде чем приступить к работе, писательница изучила немало архивных документов - немых свидетелей той эпохи, когда защитники некогда единого Отечества были разведены по разные стороны баррикад и ввергнуты в кровопролитную и братоубийственную гражданскую войну. То была величайшая катастрофа, переломавшая миллионы человеческих судеб. А Колчак, по мнению Валентины Фроловой, как и многие другие, оказался невольным статистом ужасающей по своей драматургии российской трагедии. Не случайно в письме Анне Тимиревой, датированном июнем 1917 года, он напишет: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать Родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший дикий, неспособный выйти из психологии рабов народ этого не захотели». Ведущий научный сотрудник Российского государственного архива Военно-Морского Флота России Александр Иоффе затем в послесловии к роману задастся вопросами, на которые, пожалуй, до сих пор нет ответа: «Так что же произошло с адмиралом Колчаком? Со всем родом Колчаков, военными из колена в колено? Почему история распорядилась так, поставив, говоря словами Маяковского, «пулю в конце строки»? - Я не старалась идеализировать его образ, - говорит сегодня Валентина Фролова, - и в своих поисках не руководствовалась целью обелить или окончательно очернить этого человека. Мне в первую очередь важно было понять, какой он был личностью и какие обстоятельства привели его к столь печальному финалу. С одной стороны, потомственный офицер, командующий Черноморским флотом. Колчака до сих пор называют минером N 1. Его опыт ведения минной войны и по сей день изучают в академиях. Родись он раньше, возможно, сегодня его имя звучало бы среди имен прославленных русских адмиралов Ушакова, Нахимова, Лазарева... С другой стороны, Колчак стал заложником обстоятельств. И кто знает, как бы поступил любой из нас, окажись сегодня на его месте? Но история, как известно, развивается по спирали, и наиболее драматическим событиям, разумеется, в иной форме свойственно повторяться. Интересно, что через сто лет потомки скажут о нас, ныне живущих? Недавно я с интересом посмотрела премьеру российского фильма «Адмиралъ». На мой взгляд, зрителям предложили сладкую историю любви Колчака и Анны Тимиревой. В картине за грандиозными спецэффектами и масштабными батальными сценами не видно трагедии поколения, не раскрыт внутренний мир героев. Однако отрадно, что такой фильм появился вообще! Думаю, что у тех, кто его посмотрит, возникнет желание узнать о Колчаке и тех, кто его окружал, больше, нежели показано на экране. Знаете ли вы, что после его расстрела Анна Тимирева еще немало пережила на своем веку. Впереди эту женщину ждали годы и годы лагерей, поиски сына, которого однажды вслед за матерью арестуют и отправят по этапу. А в тридцать восьмом году в одном из лагерей двадцатипятилетний арестант Владимир Сергеевич Тимирев будет забит заключенными железными прутьями до смерти. Сама же Анна Васильевна умерла в возрасте восьмидесяти двух лет и всю жизнь помнила адмирала Колчака... Пуля в конце строки. Помните? К этой теме Валентина Фролова обратится и в послесловии к повести «Анна и Николай». «Три финала и один эпилог» - рассказ о том, как командующий Морскими силами Республики адмирал Александр Немитц помог поэту Николаю Гумилеву издать... сборник стихов «Шатер». 1921 год. Разруха, холод и голод, флот в плачевном состоянии, и тут - стихи!.. В августе этого же года Гумилева расстреляют. Пуля в конце строки! Давно нет в живых адмирала Немитца, с которым Валентине Фроловой посчастливилось общаться в стенах Морской библиотеки. На кладбище Коммунаров ему установлен памятник, но памятником является и тот самый гумилевский сборник - потрепанный от времени, отпечатанный на бумаге, в которую купцы когда-то заворачивали сахарные головы... Под шершавой, почти бесцветной обложкой - пожелтевшие страницы... Их можно потрогать, как и представить благодаря «послесловию», как адмирал - человек патологической храбрости - читал тугим, словно парус, голосом стихи, как потом выяснилось, сгинувшего в сталинских лагерях флотского писателя Сергея Колбасьева начинающему журналисту Фроловой: Для того чтобы стать человеком, Нужен внезапный ветер, Выгнутый белый парус, Шипенье холодной пены И бешеный блеск воды. А потом, словно испугавшись чего: «Не сметь! Не сметь записывать!»... ...Творчеству Фроловой присуща морская тематика. - Сколько себя помню, - говорит Валентина Сергеевна, - столько за окном моего дома - море. Так было в Баку, где родилась, выросла и училась, так и сегодня в Севастополе. Действительно, из окна ее квартиры открывается панорама Стрелецкой бухты, а бросишь взгляд чуть вправо, смотришь, и Северная сторона как на ладони! А на водной глади - неторопливые паромы и шустрые пассажирские катера, важные сухогрузы и юркие туристические моторки. И, разумеется, - боевые корабли Черноморского флота, над которыми гордо развеваются Андреевские стяги. - Жить в Севастополе, - продолжает Валентина Фролова, - и не сродниться с этим городом невозможно. Поэтому все мои книги так или иначе связаны с черноморской столицей. С ее прошлым и настоящим! А ведь эти столь трогательные и взаимные, уверена Фролова, отношения между писательницей и достойным поклонения городом продолжаются, почитай, уже более полувека. Еще молоденькой девчонкой она приехала в Севастополь выпускницей филологического факультета Азербайджанского государственного университета. Приехала вместе со своим супругом - молодым офицером - выпускником Каспийского высшего военно-морского училища имени СМ. Кирова. Она же - дипломированный филолог - тогда, в 1953 году, впервые переступила порог нашей редакции, где и попробовала свои силы в военной журналистике, с редакционными заданиями выходила в море на борту боевых кораблей, ездила на учебные полигоны... Но всякий раз, возвращаясь в редакционный кабинет, неизменно находила на своем рабочем столе... букетик свежих цветов. Так до сих пор, с улыбкой говорит Валентина Сергеевна, никто и не признался, кто оказывал мне такие знаки внимания. А внимания было больше чем достаточно, начинающего журналиста офицеры опекали, помогали советами. С благодарностью вспоминает Фролова главного редактора газеты капитана 1 ранга Андрея Александровича Дивавина - журналиста высокого класса, человека с отменным литературным вкусом. Это он вскоре откроет своей бывшей подопечной дорогу в большую литературу, отправив один из ее очерков на литературный конкурс. Таким образом, и первая Всесоюзная премия, считай, родом из «Флага Родины»! Родители Валентины Сергеевны были людьми малообразованными. Мать Надежда Ивановна окончила всего восемь классов. Отец и того меньше - всего лишь два начальной школы. Но Надежда Ивановна была удивительной рассказчицей, бывало, как начнет рассказывать - заслушаешься! - Вы знаете, зачем нужны, скажем, калоши? - неожиданно спросила моя собеседница и продолжила: - Мама рассказывала, что в деревнях их одевали по очереди... по большим праздникам! Выйдешь в такой обуви, а на ее черной глянцевой поверхности солнце играет. Все соседские ребята завидуют, а ты себя чувствуешь на седьмом небе от счастья! Сергей Иванович обладал другим талантом. Скажем, возьмет на руки младшую дочку и тут же экспромтом сочиняет стихи, да по всем правилам стихосложения! Правда, отец учиться не хотел, а маме продолжать обучение было некогда, но тягу к знаниям в своих детях они всячески поддерживали. - Словом, - смеется Валентина Сергеевна, - вышла я из необразованно-талантливой семьи... И что же из этого получилось? Сегодня Валентина Фролова - автор романов «Взрыв «Ориона», «Женщина без тайн», повестей «На изломе века», «Совсем-совсем новый русский», «Севастопольская девчонка», «Стрелы над морем», «Падение Херсонеса» и других. Ее детища - литературно-исторический альманах «Севастополь», который позволил собрать все городские литературные силы и, по сути, стал первым в истории города изданием журнального типа, многотомное издание «Севастополь. Историческая повесть». Она - заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат Государственной премии АРК (кстати, второй и последней по счету! Нет теперь в названии этой премии слова «Государственная»), премии Национального Союза писателей Украины имени В.Г. Короленко, Международной премии Владислава Крапивина и многих других. Отмечена почетной севастопольской наградой - знаком «За заслуги перед городом», награждена орденом княгини Ольги III степени. А в юбилейном для» города году она выступила с инициативой, которую поддержало управление культуры и туризма СГГА, - выпустить книжную серию «Севастополь - детям». Проект стартовал с издания ее книги «Ох, и трудная эта штука - морская наука. Азбука салажонка». Проект, объединенный идеей о том, что любовь к родному городу, патриотизм, дух рыцарства и взаимовыручки должны воспитываться с детства. Севастополь по-прежнему не отпускает! А черты исторических личностей в памяти народной не стираются, они - на страницах произведений Валентины Фроловой - настоящие, подлинные. |