Флаг Родины (Севастополь). Их черты временем стерты
17.01.2009 00:00

Их черты временем не стерты... - так говорит известная севастопольская писательница
Валентина Фролова о героях своих произведений. Командир
легендарного брига «Меркурий» капитан-лейтенант Александр Казарский, поэтесса
Анна Ахматова, адмирал Александр Колчак... Эти люди своими делами вершили
легендарную и трагическую историю Севастополя. Отважные и решительные,
сомневающиеся в делах сердечных и принимающие на свой страх и риск самые
отчаянные решения. Вписывающиеся в канву общепризнанных представлений и
личности, о которых до сих пор спорят до хрипоты, до изнеможения. Таковы
исторические персонажи Валентины Фроловой.
О встрече с Валентиной Сергеевной мы договорились заранее. Благо и повод нашелся
вполне подходящий. Минувшей осенью писательница стала лауреатом Всероссийской
литературной премии имени Александра Невского в номинации "Соотечественники" за
повесть «Ветры Босфора», а вслед за этим последовало очередное признание: ее
очерк «Три финала и один эпилог. Послесловие к повести «Анна и Николай» удостоен
диплома VI Международного литературного конкурса имени Максимилиана Волошина.
Но в будничной суматохе наша встреча все время откладывалась. Телефонные
разговоры всякий раз неизменно заканчивались короткой фразой: «Созвонимся на
будущей неделе!». А между тем эти самые недели пролетали одна за другой со
скоростью курьерского поезда. Но вот наконец с замиранием сердца нажимаю кнопку
дверного звонка. Кажется, все в порядке: меня радушно приглашают войти. В
гостиной на журнальном столике аккуратно разложены книги, написанные Валентиной
Сергеевной. Однако заготовленный заранее вопрос: «Как вас встретил
Санкт-Петербург?» (где, собственно, и награждали лауреатов литературной премии
имени Александра Невского), а ровным счетом и все остальные отошли на второй
план. Среди прочих произведений мой взгляд невольно остановился на романе
«Большая охота, или Последняя любовь адмирала Колчака».
- Как, и вы интересуетесь этой темой? - невольно вырвалось у меня.
Оказалось, что моя собеседница уже давно детально изучает биографию человека,
командовавшего Черноморским флотом в конце первой мировой войны. В 1996 году по
пьесе Фроловой на сцене Русского драматического театра имени А.В. Луначарского
был поставлен, а затем шел в течение пяти театральных сезонов спектакль
"Колчак". В то время это было достаточно смелым решением, ведь с адмирала
Колчака - вспыльчивого идеалиста, полярного мечтателя и "жизненного младенца",
как называл его один из современников, не были сняты все обвинения в организации
Белого движения. Но надо отдать должное тогдашнему директору театра Михаилу
Кондратенко и всем актерам, с голевой окунувшимся в творческий процесс. И
спектакль получился! Эмоциональный. Ритмичный. От этого ритма, казалось,
актерские сердца в унисон стучали со зрительскими.
Прежде чем приступить к работе, писательница изучила немало архивных документов
- немых свидетелей той эпохи, когда защитники некогда единого Отечества были
разведены по разные стороны баррикад и ввергнуты в кровопролитную и
братоубийственную гражданскую войну. То была величайшая катастрофа, переломавшая
миллионы человеческих судеб. А Колчак, по мнению Валентины Фроловой, как и
многие другие, оказался невольным статистом ужасающей по своей драматургии
российской трагедии. Не случайно в письме Анне Тимиревой, датированном июнем
1917 года, он напишет: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел
дать Родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые
так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое
правительство и обезумевший дикий, неспособный выйти из психологии рабов народ
этого не захотели».
Ведущий научный сотрудник Российского государственного архива Военно-Морского
Флота России Александр Иоффе затем в послесловии к роману задастся вопросами, на
которые, пожалуй, до сих пор нет ответа: «Так что же произошло с адмиралом
Колчаком? Со всем родом Колчаков, военными из колена в колено? Почему история
распорядилась так, поставив, говоря словами Маяковского, «пулю в конце строки»?
- Я не старалась идеализировать его образ, - говорит сегодня Валентина Фролова,
- и в своих поисках не руководствовалась целью обелить или окончательно очернить
этого человека. Мне в первую очередь важно было понять, какой он был личностью и
какие обстоятельства привели его к столь печальному финалу. С одной стороны,
потомственный офицер, командующий Черноморским флотом. Колчака до сих пор
называют минером N 1. Его опыт ведения минной войны и по сей день изучают в
академиях. Родись он раньше, возможно, сегодня его имя звучало бы среди имен
прославленных русских адмиралов Ушакова, Нахимова, Лазарева...
С другой стороны, Колчак стал заложником обстоятельств. И кто знает, как бы
поступил любой из нас, окажись сегодня на его месте? Но история, как известно,
развивается по спирали, и наиболее драматическим событиям, разумеется, в иной
форме свойственно повторяться. Интересно, что через сто лет потомки скажут о
нас, ныне живущих?
Недавно я с интересом посмотрела премьеру российского фильма «Адмиралъ». На мой
взгляд, зрителям предложили сладкую историю любви Колчака и Анны Тимиревой. В
картине за грандиозными спецэффектами и масштабными батальными сценами не видно
трагедии поколения, не раскрыт внутренний мир героев. Однако отрадно, что такой
фильм появился вообще!
Думаю, что у тех, кто его посмотрит, возникнет желание узнать о Колчаке и тех,
кто его окружал, больше, нежели показано на экране. Знаете ли вы, что после его
расстрела Анна Тимирева еще немало пережила на своем веку. Впереди эту женщину
ждали годы и годы лагерей, поиски сына, которого однажды вслед за матерью
арестуют и отправят по этапу. А в тридцать восьмом году в одном из лагерей
двадцатипятилетний арестант Владимир Сергеевич Тимирев будет забит заключенными
железными прутьями до смерти. Сама же Анна Васильевна умерла в возрасте
восьмидесяти двух лет и всю жизнь помнила адмирала Колчака...
Пуля в конце строки. Помните? К этой теме Валентина Фролова обратится и в
послесловии к повести «Анна и Николай». «Три финала и один эпилог» - рассказ о
том, как командующий Морскими силами Республики адмирал Александр Немитц помог
поэту Николаю Гумилеву издать... сборник стихов «Шатер». 1921 год. Разруха,
холод и голод, флот в плачевном состоянии, и тут - стихи!.. В августе этого же
года Гумилева расстреляют. Пуля в конце строки! Давно нет в живых адмирала
Немитца, с которым Валентине Фроловой посчастливилось общаться в стенах Морской
библиотеки. На кладбище Коммунаров ему установлен памятник, но памятником
является и тот самый гумилевский сборник - потрепанный от времени, отпечатанный
на бумаге, в которую купцы когда-то заворачивали сахарные головы... Под
шершавой, почти бесцветной обложкой - пожелтевшие страницы... Их можно
потрогать, как и представить благодаря «послесловию», как адмирал - человек
патологической храбрости - читал тугим, словно парус, голосом стихи, как потом
выяснилось, сгинувшего в сталинских лагерях флотского писателя Сергея Колбасьева
начинающему журналисту Фроловой:
Для того чтобы стать человеком,
Нужен внезапный ветер,
Выгнутый белый парус,
Шипенье холодной пены
И бешеный блеск воды.
А потом, словно испугавшись чего:
«Не сметь! Не сметь записывать!»...
...Творчеству Фроловой присуща морская тематика.
- Сколько себя помню, - говорит Валентина Сергеевна, - столько за окном моего
дома - море. Так было в Баку, где родилась, выросла и училась, так и сегодня в
Севастополе. Действительно, из окна ее квартиры открывается панорама Стрелецкой
бухты, а бросишь взгляд чуть вправо, смотришь, и Северная сторона как на ладони!
А на водной глади - неторопливые паромы и шустрые пассажирские катера, важные
сухогрузы и юркие туристические моторки. И, разумеется, - боевые корабли
Черноморского флота, над которыми гордо развеваются Андреевские стяги.
- Жить в Севастополе, - продолжает Валентина Фролова, - и не сродниться с этим
городом невозможно. Поэтому все мои книги так или иначе связаны с черноморской
столицей. С ее прошлым и настоящим!
А ведь эти столь трогательные и взаимные, уверена Фролова, отношения между
писательницей и достойным поклонения городом продолжаются, почитай, уже более
полувека. Еще молоденькой девчонкой она приехала в Севастополь выпускницей
филологического факультета Азербайджанского государственного университета.
Приехала вместе со своим супругом - молодым офицером - выпускником Каспийского
высшего военно-морского училища имени СМ. Кирова. Она же - дипломированный
филолог - тогда, в 1953 году, впервые переступила порог нашей редакции, где и
попробовала свои силы в военной журналистике, с редакционными заданиями выходила
в море на борту боевых кораблей, ездила на учебные полигоны...
Но всякий раз, возвращаясь в редакционный кабинет, неизменно находила на своем
рабочем столе... букетик свежих цветов. Так до сих пор, с улыбкой говорит
Валентина Сергеевна, никто и не признался, кто оказывал мне такие знаки
внимания. А внимания было больше чем достаточно, начинающего журналиста офицеры
опекали, помогали советами. С благодарностью вспоминает Фролова главного
редактора газеты капитана 1 ранга Андрея Александровича Дивавина - журналиста
высокого класса, человека с отменным литературным вкусом. Это он вскоре откроет
своей бывшей подопечной дорогу в большую литературу, отправив один из ее очерков
на литературный конкурс. Таким образом, и первая Всесоюзная премия, считай,
родом из «Флага Родины»!
Родители Валентины Сергеевны были людьми малообразованными. Мать Надежда
Ивановна окончила всего восемь классов. Отец и того меньше - всего лишь два
начальной школы. Но Надежда Ивановна была удивительной рассказчицей, бывало, как
начнет рассказывать - заслушаешься!
- Вы знаете, зачем нужны, скажем, калоши? - неожиданно спросила моя собеседница
и продолжила: - Мама рассказывала, что в деревнях их одевали по очереди... по
большим праздникам! Выйдешь в такой обуви, а на ее черной глянцевой поверхности
солнце играет. Все соседские ребята завидуют, а ты себя чувствуешь на седьмом
небе от счастья!
Сергей Иванович обладал другим талантом. Скажем, возьмет на руки младшую дочку и
тут же экспромтом сочиняет стихи, да по всем правилам стихосложения! Правда,
отец учиться не хотел, а маме продолжать обучение было некогда, но тягу к
знаниям в своих детях они всячески поддерживали.
- Словом, - смеется Валентина Сергеевна, - вышла я из необразованно-талантливой
семьи...
И что же из этого получилось? Сегодня Валентина Фролова - автор романов «Взрыв
«Ориона», «Женщина без тайн», повестей «На изломе века», «Совсем-совсем новый
русский», «Севастопольская девчонка», «Стрелы над морем», «Падение Херсонеса» и
других. Ее детища - литературно-исторический альманах «Севастополь», который
позволил собрать все городские литературные силы и, по сути, стал первым в
истории города изданием журнального типа, многотомное издание «Севастополь.
Историческая повесть». Она - заслуженный деятель искусств Крыма, лауреат
Государственной премии АРК (кстати, второй и последней по счету! Нет теперь в
названии этой премии слова «Государственная»), премии Национального Союза
писателей Украины имени В.Г. Короленко, Международной премии Владислава
Крапивина и многих других. Отмечена почетной севастопольской наградой - знаком
«За заслуги перед городом», награждена орденом княгини Ольги III степени.
А в юбилейном для» города году она выступила с инициативой, которую поддержало
управление культуры и туризма СГГА, - выпустить книжную серию «Севастополь -
детям». Проект стартовал с издания ее книги «Ох, и трудная эта штука - морская
наука. Азбука салажонка». Проект, объединенный идеей о том, что любовь к родному
городу, патриотизм, дух рыцарства и взаимовыручки должны воспитываться с
детства.
Севастополь по-прежнему не отпускает! А черты исторических личностей в памяти
народной не стираются, они - на страницах произведений Валентины Фроловой -
настоящие, подлинные.