КоммерсантЪ. Ебралидзе хочет построить в Петербурге памятник князю Багратиону
11.11.2008 00:00
Как прозвучало на вчерашней презентации проекта, "Петербург сильно задолжал" Петру Багратиону, погибшему на поле боя, но, в отличие от Михаила Кутузова или Михаила Барклая-де-Толли, так и не увековеченному до сих пор в бронзе или граните. Исправить эту несправедливость и взялся Александр Ебралидзе.


Главная сложность в деле установки памятника, по признанию возглавляющего конкурсную комиссию члена Совета Федерации от Петербурга Сергея Тарасова, заключалась в выборе места. "Рассматривался вариант поставить Багратиона возле Казанского собора, но с тыльной его стороны. Но это место признали неестественным, было даже непонятно, куда ставить полководца лицом", -- пояснил сенатор. На Совете по культурному наследию Петербурга обсуждался также вариант установки монумента в Павловске, где располагалась дача Багратиона в то время, когда он командовал лейб-гвардейским егерским батальоном и выезжал на летние учения в пригород. "Представляете, такой славный генерал не имел в городе никакого личного имущества, кроме скромного домика в Павловске", -- сокрушался бизнесмен Ебралидзе, признав, впрочем, что полководец всю свою жизнь проводил в боях и походах, а в Петербурге бывал в основном наездами. В результате Совет по культурному наследию решил установить Багратиона на бывшем Семеновском плацу, где располагались гвардейские егерские казармы. Как заявил на заседании Совета руководитель комиссии по памятникам Станислав Гаудасинский: "Диктовать мы не можем. Кто платит, тот и заказывает место под памятник". ОАО "Талион" Семеновский плац устроил. Именно там, позади нынешней Пионерской площади и здания ТЮЗа, в безымянном пока сквере, и решено поставить памятник генералу. Скорее всего, сам сквер вскоре также получит название, связанное с именем Багратиона.

Как именно будет выглядеть памятник, пока даже примерно неизвестно. "Задача у скульпторов -- головоломная, -- считает член Федерального совета по сохранению культурного наследия Михаил Мильчик. -- Надо сочетать традиционное представление о памятнике полководцу с новым, оригинальным решением". Присутствовавших на вчерашней презентации конкурса волновало, не включится ли в соревнование еще один знаменитый грузин -- Зураб Церетели, "украсивший" Северную столицу таким своим произведением, как памятник Петру I у гостиницы "Прибалтийская". Но, похоже, такой поворот событий нам не грозит. "Общее мнение членов комиссии -- стиль господина Церетели не соответствует духу Петербурга", -- уверенно констатировал вчера Александр Ебралидзе. Он, кстати, заявил, что готов не скупиться на сооружение памятника человеку, "славившему Россию и призывавшему на ее сторону грузинскую элиту своего времени". Бюджет проекта (на который, по самым предварительным подсчетам главы "Талиона", "уйдут миллионы"), для Александра Ебралидзе "вторичен". А первично -- "величие будущего монумента". Примечательно, что по поводу увековечивания Петра Багратиона с господином Ебралидзе готов сотрудничать даже его обычно непримиримый оппонент -- сопредседатель петербургского отделения Общества охраны памятников Александр Марголис. Он, в частности, выступает постоянным критиком сооруженного "Талионом" "чудовищного новостроя" в виде бассейна на крыше дома 15 по Невскому проспекту (Ъ писал об этом): "Дело не в личностях. Я поддерживаю толковые проекты господина Ебралидзе и критикую те, которые считаю неправильными. И я ему прямо об этом говорю. Например, у меня вызывает большую тревогу реконструкция, которую затевает "Талион" на Английской набережной, 10, где, по моим сведениям, компания планирует устроить свой очередной офис", -- пояснил "Ъ" господин Марголис.

Работы на творческий конкурс можно подавать до 15 января 2009 года. Итоги первого тура планируется подвести 30 января. Будут выбраны 4 лучших проекта, и уже среди них во втором туре определится окончательный победитель. Хотя участникам конкурса дана полная свобода в трактовке образа Багратиона, председатель правления петербургского Союза художников Альберт Чаркин заранее уверен, что "бюст -- это мелковато, нужно нечто более масштабное, например, конная статуя".