Федор Солнцев – гений Русского стиля |
06.12.2010 00:00 |
3 декабря 2010 г. в Самарском епархиальном церковно-историческом музее открывается выставка, посвященная творчеству русского художника-археолога и художника-графика, создателя целого направления в церковных художествах XIX столетия, преподавателя иконописи Санкт-Петербургской духовной семинарии, главного художника издательства Святейшего Синода, гения Русского стиля Фёдора Григорьевича Солнцева (1801-1892).
Он был, как писали его современники, «одним из тех лучших и немногих, которые учили нас всех ценить и любить настоящую коренную Русь». «Своими произведениями он пробудил в русских художниках чувство народного самосознания и уважения к образам, завещанным нам предками». На открывающейся выставке экспонируются уникальные издания XIX века: «Древности Российского государства», «Московский древности», «Описание нового Императорского дворца в Кремле Московском», «Древности Российского государства. Киевский Софийский собор», «Рязанские древности», «Опыт об одежде, оружии, нравах, обычаях и степени просвещения славян», «Размышления о Божественной литургии» Н.В. Гоголя, Синодальные издания, издания Киево-Печерской лавры и Православного издательства И.Л. Тузова. Выставка необыкновенно яркая и красочная, насыщенная богатым иллюстративным материалом. Это и неудивительно, поскольку Федор Солнцев был блистательным художником, запечатлевшим в своих творениях Древнюю Русь. По эскизам художника в XIX в. создавалась церковная утварь, оклады к чудотворным иконам, раки и ларцы-ковчеги. По его эскизам созданы самые знаменитые сервизы в Русском стиле – Константиновский и Кремлевский, фотографии которых можно увидеть на экспозиции. Создавал художник и эскизы мебели. О работе Ф.Г. Солнцева над интерьерами Большого Императорского Кремлевского Дворца и по реставрации Кремлевских Теремов рассказывают цветные литографии, расположенные по периметру выставочного зала. Среди экспонатов выставки – предметы, предоставленные Церковно-археологическим кабинетом Московской Духовной Академии. Это предметы женского и девичьего туалета XIX в.: разнообразные головные уборы, сарафан, фартук, обувь. О художественных успехах Ф.Г. Солнцева рассказывают периодические издания XIX столетия, среди которых «Литературные листки», «Вестник изящных искусств», «Русская старина», «Известия Императорского Археологического общества». Специальные разделы книжной выставки посвящены рассказу о работе Ф.Г. Солнцева над иллюстрированием церковных изданий, над созданием эскизов иконостасов, росписей плафонов и стен соборов и церквей Санкт-Петербурга. Роль Ф.Г. Солнцева в решении серьезного вопроса о путях развития церковной живописи и церковного строительства в середине XIX в. помогают раскрыть представленные на экспозиции такие редкие издания, как «Историко-статистическое описание Скорбященской церкви», «Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия в Санкт-Петербурге за пятидесятилетие», «Романтизм в России», «Описание Митрофаниевского кладбища в Санкт-Петербурге» и др. В 2009 г. издательство «Слово/Slovo» выпустило книгу «Русский стиль: Гений Фёдора Солнцева», посвященную творчеству замечательного художника. Ее автор – историк и писатель, лауреат Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский» - Галина Владимировна Аксенова. Открывшаяся в Самарском епархиальном церковно-историческом музее выставка одновременно является презентацией уникального издания, впервые во всей полноте раскрывающего значение творчества Ф.Г. Солнцева и его роль в утверждении национального самосознания и Русского национального стиля в искусстве. |