У истоков старины
24.05.2012 13:18

18 мая музейные работники всего мира отметили свой профессиональный праздник. Поэтому гостем нашей редакции сегодня стала Валентина ТИТОВА, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора Орловского краеведческого музея по выставочной части.

Неисчерпаемый кладезь знаний

Краеведческому музею Валентина Титова посвятила 33 года своей профессиональной деятельности, 23 из них была его бессменным руководителем.

- Валентина Васильевна, вы окончили историко-английский факультет одного из орловских вузов. Почему вы пришли работать в музей?

- Интерес к истории появился ещё в школе на Дальнем Востоке. Вместе с учителем мой класс ездил по районам области и собирал информацию о репрессированных в 30-50-е годы XX века, которых ссылали в наши края. А после курса орловского краеведения мы почти всей группой пришли записываться в экскурсоводы. Поэтому после окончания института вопрос, куда идти работать, не стоял. На то время я уже была опытным экскурсоводом, и музей стал для меня неисчерпаемым кладезем знаний и культурных ценностей.

- Вы стояли у истоков воссоздания орловского музея полярного исследователя Владимира Русанова. Над чем приходилось работать и с какими трудностями сталкиваться?

- Самым сложным в формировании экспозиции оказался сбор личных вещей Владимира Русанова. Так случилось, что архив семьи не сохранился. В годы революции и Гражданской войны в доме исследователя жили посторонние люди, и многие ценные материалы были утеряны. И если вещевой фонд всё-таки удалось сформировать в Орле, то документальный пришлось собирать по разным городам. Ездила в Архангельск, была на архипелаге Шпицберген, где экспедиция Русанова открыла месторождения каменного угля, сотрудничали с Францией и Норвегией. В поисках материалов очень помогло Министерство морского флота и управление гидрографии СССР, ПО «Арктикуголь». Благодаря совместным усилиям музей Русанова удалось воссоздать всего за два года.

Самоотверженная профессия

- Получается, что хорошая экспозиция требует много сил и времени?

- В нашей профессии важна самоотверженность и любовь к своей работе. Зачастую перед открытием очередной выставки не спишь ночами, оформляешь, готовишься. Зато удовлетворение от сделанного компенсирует потраченные на это усилия. Приходилось сталкиваться с разными трудностями. Однажды, когда мы с Владимиром Ермаковым, ведущим сотрудником по экспозиционной работе, везли оборудование для Шатиловского музея, нас в дороге застал проливной дождь. И, как назло, сломалась машина. Приехали туда только ночью, сами выгружали оборудование. Промокшие насквозь, голодные и уставшие, вернулись домой в пятом часу утра. А уже через несколько часов пришлось обратно везти документы.

В тяжёлые 90-е годы мы стали заниматься выставками. Наши сотрудники на свой страх и риск, без сопровождения охраны, привозили из разных городов коллекции. Так в краеведческом музее появились выставки янтаря, вологодского и елецкого кружева, хохломы.

- А жители как-нибудь участвуют в формировании выставок?

- В 80-90-е годы люди очень часто приносили в музей ненужные для них вещи, которые зачастую представляли собой историческую ценность. Так от жителей города поступили документы, образцы посуды 30-х годов, изделия из стекла и дерева, старинные фотографии и другое. Сегодня же многие редкие экземпляры орловцы попросту выбрасывают, а если что и предлагают музею, то за деньги, которых у нас, к сожалению, нет.

Бедственное положение

- Что представлял собой крае­ведческий музей в советское время? И в каком состоянии он находится сейчас?

- Музеи нашей области можно разделить на два направления: литературное -творчество писателей-орловцев - и краеведческое. В советское время работникам музея выдавалось методическое письмо, в котором чётко было прописано, что можно и нужно показывать посетителям. Жёсткая цензура не оставляла без внимания даже книгу отзывов, неугодные страницы вынимались.

Большие потери понёс краеведческий музей в годы Великой Отечественной войны, когда при эвакуации фонда были утеряны редкие коллекции, такие как письма Суворова, фарфор, золотые и серебряные предметы, головные уборы, городской костюм. Обратно вернулась только третья часть.

Сегодня краеведческий музей, основанный в 1837 году, находится в сложной ситуации. Прежде всего это связано с обеспечением сохранности государственного музейного фонда, который насчитывает почти 200 тысяч наименований. А это сотни различных коллекций, которые требуют своего температурного режима и особых условий хранения.

Для современного музея необходимы более просторные помещения и новые технологии. А для этого нужно построить или выделить соответствующее здание. Мы много раз по этому поводу обращались в областную администрацию, но пока безрезультатно.

- Валентина Васильевна, а как сейчас обстоит ситуация с кадрами?

- Наши музеи испытывают жуткий кадровый голод. Среди наших сотрудников остались настоящие энтузиасты своего дела, которые прилагают огромные силы по сохранению истории и традиций родного края. А выпускники институтов за копеечные зарплаты работать в музеях не спешат. Они просто не смогут прокормить свои семьи. В наше время зарплаты были достойные. Не покидала твёрдая уверенность в завтрашнем дне. Мы могли себе позволить отдых на море практически каждое лето. А сегодня на денежное довольствие в шесть тысяч рублей прожить очень сложно. Разница между чиновниками и бюджетными служащими огромна и несопоставима.

Досье

Валентина Васильевна Титова

Кандидат исторических наук, член Президиума Союза музеев России. В 2003 году стала лауреатом орловского областного конкурса «Женщина-директор года» в номинации «Культура», а в 2009 году - лауреатом Всероссийской историко-литературной премии имени Александра Невского. Её плодотворная деятельность отмечена почётными грамотами и знаком «За достижения в культуре».

 

http://www.chr.aif.ru/culture/article/47488