Александр Сегень: литература должна учить добру
15.07.2013 13:02

Руководитель рецензионной комиссии Всероссийской историко-литературной премии "Александр Невский" Александр Сегень делится с читателями мыслями о современной литературе, о ее духовной составляющей, о читательском интересе и необходимости писательского творчества.

Александр Сегень у стен Литературного института им. А.М. Горького (фото автора)

«Похоронный марш», «Страшный пассажир», «Время Ч», «Русский ураган», «Заблудившийся БТР», «Древо Жизора», «Тамерлан», «Абуль-Аббас – любимый слон Карла Великого», «Поющий король», «Солнце земли Русской», повесть «Свет светлый», роман «Державный», а также нашумевший кинопостановкой роман «Поп» (по которому Сегень сам писал и сценарий) далеко не полный список произведений, вышедших из-под его пера за 27 лет работы.

Александр Сегень не раз был отмечен литературными премиями не только за романы и публицистику о русской истории и культуре, но еще как сценарист и автор многочисленных статей о православии.

Многие его произведения переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, венгерский, болгарский, китайский, арабский, польский, чешский, японский и другие языки.

Нельзя не обратить внимания на характер работы Александра Сегеня – это работа человека исконно русского, путь художника, глубоко понимающего историю России и ее народа, переживающего и проживающего вместе с ним победы, несчастья, веру, надежду, чаяния.

– Александр Юрьевич, кого из современных писателей вы назвали бы наиболее весомыми в литературе? Расскажите о современном литературном процессе.

– Знаете, я считаю, что сейчас особо острой стала борьба между писателями, которые отстаивают человеческие ценности, и писателями, которые несут нечто антиэстетическое, античеловеческое. Мы знаем, что есть целая плеяда антигуманных авторов. Их много, в какой-то момент они перехватили пальму первенства у издателей, книжных «продюсеров». Это очень важный вопрос – кто завоюет читателя. Но, например, недавно прошло вручение Патриаршей премии. В этом году ее лауреатами стали вполне весомые писатели – Юрий Лощиц, Алексей Варламов, Станислав Куняев. Люди разных возрастов, они все влияли и продолжают влиять на литературу, и прежде всего тем, что пишут книги, в которых отстаиваются общечеловеческие ценности, пишут о человеке, который несет в себе свет.

– А возможно ли проследить направление развития литературы и то, на что читатель будет обращать внимание в первую очередь?


– Писателю очень трудно проследить за предпочтениями читателя. Если говорить исходя из личного опыта, могу заметить, что, где бы я ни был, всегда найдутся те, кто читал роман «Поп» или смотрел фильм. А прочитав или посмотрев, зачастую проявляли интерес и к другим моим книгам.

К сожалению, действительно, читателей стало мало в сравнении, скажем, с советским временем. Еще несколько десятков лет назад понимающая аудитория была гораздо больше. Не было такого количества развлечений, не было компьютера, человек искал в книге и возможности легкого времяпровождения, и познания одновременно. Сейчас люди стремятся больше к расслаблению, читать стали меньше, жизнь, смысл жизни, соответственно, тоже стали понимать меньше.

– Может быть, современному читателю уже скучен реализм, в котором автор пытается разговаривать с ним о чем-то важном, учить?


– Любой из нас ищет в литературе не только информацию, но и развлечение. Если книга, несущая знание, написана скучно, никто не станет ее читать. В художественном произведении должен быть элемент занимательности.

– Каким же образом может проявляться духовность произведения?


– Нfдо заметить, что порой выходит много литературных работ про жизнь Церкви, про священников, и может показаться, что это христианская, духовная литература. Это не так. На самом деле духовность проявляется там, где писатель любит своего читателя, своих героев, хочет показать их хорошие, любопытные стороны. Вот настоящая христианская литература.

– Тогда что такое духовная литература?


– То, что пишется Отцами церкви.

– Но ведь может быть духовность без религии...


– Именно об этом я и говорил выше. Духовная литература – чисто церковная литература. Это название. А высокодуховная художественная литература – это христианская литература.

– Что для вас литература? Духовное отображение христианина, профессия?


– Профессия. Не главное в моей жизни, но то, что я умею делать лучше всего. Призвание.

– А к чему вы стремитесь в своей работе? Есть ли у нее конкретная цель?


– Наверное, познание русского человека. Познать и донести полученное знание до читателя.

– Все-таки литература должна учить?


– Конечно. Как ни банально это звучит, она должна учить добру, давать ориентиры для постижения смысла жизни. Однако не назидательно, а образно.

– Вы говорили, что в литературе идет борьба за нравственность. Как автор, пишущий с непременным отголоском православия, можете ли вы пояснить, насколько оправданно присутствие в художественных произведениях религии, веры, если говорить о русской литературе?


– Существует сугубо православная литература. Но православным писателям необходимо расширить рамки, чтобы они говорили не только о Церкви, о святых, но и о жизни людей, которые, может быть, и в церковь не ходят, но несут в себе свет, порой даже не догадываясь об этом.

Мы помним литературу и кинематограф при советской власти. Запрещалось писать в положительном смысле о вере, о священниках, все это можно было только высмеивать. В то же время лучшие произведения литературы и кино были посвящены людям, которые так или иначе служили добру.

Да и все русские писатели были на самом деле православными. Без православия русской литературы не существует.

– В современном мире, однако, огромную роль играет и экономика. Насколько, на ваш взгляд, экономические вопросы влияют на нынешнее положение предмета нашей беседы?


– Я уверен, что сегодня многим мешает прежде всего то, что массово печатаются легкое чтиво или нарочно раскрученные произведения. Обратите внимание, кто получает премию «Большая книга» России, кто ее спонсирует и каких авторов она поддерживает.

– Но есть еще толстые журналы…


– Толстые журналы погибают. Скорее всего, скоро останутся только их сетевые варианты, на бумаге будет выпускаться крошечный тираж. Причем в лучшем случае. Само по себе это неплохо, главное, чтобы интернет-версии соблюдали те же принципы, что и прежде: авторам платили бы гонорары, чтение это можно было бы каким-то образом покупать.

– Как же быть молодым? Мало того что журналы не хотят выплачивать гонорары за произведения неизвестных авторов, часто, наоборот, требуют денег за публикацию их работ.


– Молодым нужно пробиваться в любом случае. В журналах есть живое общение и отклики, пусть даже и дилетантские. Вообще, из-за простоты сообщения сейчас все меньше талантливых произведений. Когда-то, чтобы отправить работу в редакцию, нужно было написать письмо, купить конверт и марку… Не всякий готов был это делать. Сегодня все заменяет Интернет. А отправить электронное письмо может любой – писатель он или нет.

– Сейчас более популярны малые литературные формы – короткие рассказы, эссе – или романы?


– И то и другое. Есть, конечно, читатели, которые остались верны рассказу. И рассказ будет жив всегда. Но есть и те, кто любит романы, если они углубляются в произведение, то предпочитают оставаться в нем до конца, их захватывает. А это означает, что человек неравнодушен.

– Что бы вы могли посоветовать неискушенному читателю, на каких авторов обратить внимание прежде всего, где узнавать о них?


– Поскольку с 2005 года я руковожу отделом историко-литературной премии «Александр Невский», могу порекомендовать просматривать списки авторов, которые ежегодно входят в ее расширенный лист. За 8 лет был составлен огромный перечень, и вряд ли мимо него прошел какой-либо значимый писатель.

Хотя среди представленных на премию произведений именно художественных – процентов 30 (в основном это историческая литература и жизнеописания), все номинанты писали и художественную литературу. Узнавайте имена. Читайте.

Источник